Новость

Новость

Новости / Росавтодор закажет консалтинговые услуги для создания системы взимания платы с грузовиков
logistic.press

07.07.2025

Росавтодор закажет консалтинговые услуги для создания системы взимания платы с грузовиков

ФКУ «Дороги России» объявило тендер на разработку системы взимания платы с грузовиков тяжелее 12 тонн, которые передвигаются по региональным, межмуниципальным и местным трассам. На эти цели ведомство готово выделить 73 млн рублей.

ФКУ «Дороги России», подведомственное Федеральному дорожному агентству (Росавтодор), объявило тендер на разработку системы взимания платы с грузовиков тяжелее 12 тонн, которые передвигаются по региональным, межмуниципальным и местным трассам. На эти цели ведомство готово выделить 73 млн рублей, сообщает «РБК».

Победитель конкурса должен будет предложить порядок взаимодействия будущего оператора системы с федеральными и региональными властями, а также проанализировать возможность доработки существующей системы «Платон» до уровня государственной информационной системы.

Техническое задание предполагает изучение российского и зарубежного опыта внедрения подобных систем, включая технологии идентификации транспорта, способы оплаты, нормативно-правовые аспекты и финансовые модели. Кроме того, подрядчик займётся поиском вариантов льготного финансирования для региональных проектов — через ФНБ, РФПИ, инфраструктурные облигации, субсидии или льготные кредиты. Также в задачу входит разработка предложений по налоговым преференциям, госгарантиям и соглашениям о защите инвестиций.

В Росавтодоре подчёркивают, что сегодня в России нет аналогов «Платона», который работает в режиме онлайн с двумя миллионами пользователей, точно определяет пройденный путь, рассчитывает плату, выявляет нарушителей и передаёт данные в госорганы. «Система сертифицирована как средство измерения, взаимодействует с владельцами транспорта и ведомствами», — отмечают в агентстве.

Оператор «Платона», компания «РТ — Инвест транспортные системы», заявляет, что за десять лет система доказала свою эффективность в пополнении Федерального дорожного фонда. В компании считают, что этот опыт может быть полезен при создании региональных систем, но окончательное решение должно учитывать экономические, технологические и правовые аспекты.

В транспортном бизнесе инициатива вызывает неоднозначную реакцию. Эдуард Миронов из FM Logistic отмечает, что тема расширения «Платона» на региональные дороги обсуждается давно. По его словам, важно избежать повторения негативного опыта внедрения системы. «Готовность перевозчиков платить будет зависеть от качества дорог, наличия альтернативных маршрутов и экономической целесообразности», — говорит он. Миронов также указывает на текущие проблемы «Платона», связанные с радиоэлектронными помехами, которые приводят к ложным штрафам. Рост операционных расходов, по его мнению, неизбежно скажется на стоимости грузоперевозок.

Михаил Коптев из «Скиф-Карго» добавляет, что расширение платного проезда увеличит нагрузку на перевозчиков, особенно малого и среднего бизнеса. Однако если собранные средства действительно пойдут на развитие дорожной сети, это может частично компенсировать издержки за счёт снижения износа транспорта и сокращения времени в пути.

Михаил Блинкин из Института экономики транспорта ВШЭ поддерживает идею, отмечая, что традиционные источники пополнения дорожных фондов, такие как топливные акцизы, теряют эффективность из-за роста числа электромобилей и более экономичных двигателей. Он не исключает, что за право стать оператором новой системы могут побороться крупные IT-компании.

Инициатива обсуждается на государственном уровне с 2024 года. Летом прошлого года глава думского комитета по транспорту Евгений Москвичев предложил распространить «Платон» на региональные дороги, а в декабре эту идею поддержал министр транспорта Роман Старовойт. В мае 2025 года Владимир Путин поручил правительству проработать вопрос взимания платы за проезд тяжёлых грузовиков по региональным трассам.

Согласно шестилетнему плану дорожной деятельности, до 2030 года на ремонт и содержание автодорог потребуется 4,21 трлн рублей, но запланировано выделить лишь 2,48 трлн. Дефицит финансирования превышает 1,7 трлн рублей, что делает поиск новых источников пополнения дорожных фондов критически важным.

Напомним, что ранее сообщалось о том, что до конца 2024 года Минтранс представит расчёты по расширению государственной системы «Платон», которую в Госдуме предложили распространить на 70 тыс. км региональных дорог.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!