Операторы железнодорожных вагонов исчерпали резервы для снижения ставок
14.10.2025
Операторы железнодорожных вагонов исчерпали резервы для снижения ставок
Из-за опережающего роста тарифов РЖД операторский бизнес экономит на всём, включая критически важные направления.

Операторы железнодорожных вагонов исчерпали резервы для снижения ставок из-за опережающего роста тарифов РЖД. Такое заявление прозвучало в докладе исполнительного директора Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) Игоря Санковского на конференции «Логистика угля-2025».
С декабря 2007 года по сентябрь 2025 года накопленный рост тарифов РЖД достиг 442%, что в 4,4 раза превышает уровень 2007 года. За этот же период инфляция составила 368%, а уровень ставок аренды полувагонов, напротив, остаётся крайне низким и составляет лишь 92% от показателей 2007 года.
По словам Санковского, операторский бизнес полностью исчерпал возможности для манёвра и экономит на всём, включая критически важные направления. За девять месяцев 2025 года капитальный ремонт прошли только 31,2 тысячи грузовых вагонов, что на 58,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Объёмы деповского ремонта также сократились на 7,9%, их выполнили для 236,8 тысячи вагонов. Более 200 тысяч вагонов, временно не востребованных для перевозок, были отставлены в долгосрочный отстой.
Особую озабоченность у операторов вызывают неподконтрольные им расходы, в первую очередь тариф на порожний пробег, который РЖД индексирует опережающими темпами. Как отметил исполнительный директор СОЖТ, регулятор в настоящее время уже рассматривает предложение РЖД о дополнительной индексации этого тарифа ещё на 10%. Это повышение должно будет пройти в дополнение к общей индексации тарифов на грузовые перевозки, запланированной на 1 декабря 2025 года.
Данная мера ударит по себестоимости перевозок угля в первую очередь, поскольку с Дальнего Востока в центральную Россию порожними возвращаются около 90% всех полувагонов из-за отсутствия для них обратного груза. В таких условиях дополнительная индексация тарифа на порожний пробег будет означать прямое увеличение платежей, которые несёт грузоотправитель.
Санковский предупредил, что снижение объёмов перевозок угля из-за растущей логистической нагрузки запустит цепную реакцию. Это негативно скажется на инвестиционных планах операторов, которые будут вынуждены свернуть или отложить программы по приобретению новых полувагонов, в том числе инновационных моделей. Ухудшение экономического состояния операторского бизнеса, в свою очередь, окажет прямое влияние и на ситуацию в вагоностроительной отрасли, создавая системный кризис.
Напомним, Федеральная антимонопольная служба России разработала проект, который заменяет принцип тарифообразования «инфляция минус» для железнодорожных перевозок на новую модель, основанную на «композитном индексе ценового давления».
Комментарий эксперта Кеплер