Госдума приняла в первом чтении законопроект о поправках в Налоговый кодекс
23.10.2025
Госдума приняла в первом чтении законопроект о поправках в Налоговый кодекс
Комитет по бюджету и налогам направил правительству и ответственным ведомствам более 50 замечаний к законопроекту и выдвинул ряд предложений по его доработке.

Госдума 22 октября 2025 года приняла в первом чтении масштабный законопроект, вносящий поправки в 35 глав Налогового кодекса. Реформа затрагивает все ключевые аспекты налоговой системы – от администрирования до ставок по основным налогам.
Однако комитет по бюджету и налогам направил правительству и ответственным ведомствам более 50 замечаний к законопроекту и выдвинул ряд конкретных предложений по его доработке.
Эксперты комитета обратили внимание на внутренние противоречия законопроекта. Они указали, что новое правило о переносе срока уплаты налога с нерабочего на предшествующий рабочий день не распространяется на сборы и страховые взносы. Такой подход, по их мнению, нарушает принцип единого налогового платежа. Одновременно возникает дисбаланс со сроком представления отчётности, который должен предшествовать уплате для корректного распределения средств по Единому налоговому счёту.
Значительная часть замечаний касается расширения полномочий Федеральной налоговой службы. Комитет подверг сомнению целесообразность предоставления ФНС права производить выемку документов на стадии рассмотрения материалов проверки и в рамках налогового мониторинга. Эксперты указывают, что при расширенном доступе инспекций к информационным системам компаний в режиме мониторинга такие полномочия могут быть оправданы исключительно в рамках дополнительных контрольных мероприятий. Также комитет раскритиковал предложение наделить ФНС полномочиями по утверждению пределов смягчения налоговой ответственности. Эта норма, по мнению экспертов, противоречит Налоговому кодексу, поскольку ФНС не может издавать нормативные акты в области налогов, и одновременно нарушает принцип независимости судебной власти при оценке смягчающих обстоятельств.
Особое внимание комитет уделил необходимости смягчения резких изменений для бизнеса. Речь идёт о двух ключевых новациях: снижении порога доходов для применения УСН с 60 млн до 10 млн рублей и аналогичном снижении лимита для патентной системы налогообложения. Комитет настаивает на поэтапном переходе к новым лимитам, предлагая установить промежуточные значения на 2026 и 2027 годы. Это даст бизнесу время адаптироваться к новым административным и финансовым обязательствам и избежит резкого выбывания компаний со специальных режимов.
Отдельной проблемой эксперты называют отмену льготы по НДС для российского программного обеспечения. Комитет указывает, что это создаст трудности для «длящихся» лицензионных договоров, заключённых в условиях отсутствия налога. Они предлагают рассмотреть механизм плавного перехода, который учёл бы условия действующих контрактов и предотвратил рост налоговой нагрузки в середине их срока действия.
В сфере страховых взносов комитет в целом поддерживает отмену единых пониженных тарифов для МСП и их замену на отраслевые льготы, но считает необходимым сделать точечное исключение для социально ориентированного бизнеса. Эксперты предлагают сохранить действующие пониженные тарифы для субъектов малого и среднего предпринимательства в сферах образования, жилищно-коммунального хозяйства и иных социально значимых видах деятельности. Цель этой меры – не допустить роста издержек и последующего повышения цен на услуги, критически важные для населения.
Осознавая, что планируемое увеличение предельного размера доходов для применения УСН до 450 млн рублей привлечёт на этот спецрежим более крупные компании, комитет предлагает пересмотреть закрытый перечень расходов для объекта «доходы минус расходы». Эксперты констатируют, что текущий перечень может не покрывать все реальные издержки бизнеса с более сложной структурой затрат. Расширение списка позволит более адекватно учитывать экономические затраты компаний и повысит справедливость налогообложения.
В качестве поддерживающей меры на переходный период комитет рекомендует закрепить мораторий на привлечение к ответственности впервые ставших плательщиками НДС «упрощенцев», которые допустили технические нарушения. Эта мера, успешно апробированная в 2025 году, позволит компаниям избежать штрафов за ошибки, неизбежные в период адаптации к новой системе отчётности, и даст им возможность сосредоточиться на корректном внедрении новых процессов.
Все эти предложения должны быть рассмотрены правительством при подготовке законопроекта ко второму чтению, которое запланировано на ноябрь 2025 года.
Напомним, влияние повышения НДС до 22% будет неравномерным, прогнозируют опрошенные «Логирусом» эксперты. В железнодорожных перевозках затраты вырастут у всех участников. В автоперевозках наибольшее давление ощутят «белые» компании с прозрачной бухгалтерией из-за удорожания топлива, запчастей и лизинга. На рынке экспедиции ключевым последствием станет увеличение ценового разрыва между легальными и «серыми» игроками.
Комментарий эксперта Кеплер