Минтранс России предложил ввести принцип «вези или плати» в договоры между грузоотправителями и РЖД

Минтранс России предложил ввести принцип «вези или плати» в договоры между грузоотправителями и РЖД

Новости / Минтранс России предложил ввести принцип «вези или плати» в договоры между грузоотправителями и РЖД
logirus.ru

24.11.2025

Минтранс России предложил ввести принцип «вези или плати» в договоры между грузоотправителями и РЖД

Минтранс подготовил законопроект о поправках в устав железнодорожного транспорта, предлагающий добровольное применение принципа «вези или плати». Инициатива направлена на создание гарантированных обязательств для отправителей и решение проблемы непредъявления заранее заявленных объёмов грузов.

Минтранс России предложил ввести добровольное применение принципа «вези или плати» в договоры между грузоотправителями и РЖД, пишут «Ведомости». Соответствующий законопроект о поправках в устав железнодорожного транспорта уже подготовлен. Инициатива призвана создать гарантированные обязательства для отправителей и решить проблему непредъявления заранее заявленных объёмов грузов.

В пояснительной записке к документу министерство указывает, что действующая редакция устава не содержит положений об ответственности грузоотправителей за непредъявление грузов. Это лишает РЖД гарантий загрузки инфраструктурных мощностей. Новый механизм, предполагающий фиксацию обязательного объёма перевозок в долгосрочных договорах от года, позволит компании более динамично развивать инфраструктуру. Грузоотправитель будет обязан оплатить согласованный объём даже в случае его неполного использования, за исключением ситуаций, вызванных виной перевозчика или форс-мажором.

РЖД активно поддерживает законодательные изменения. Как отмечает представитель компании, монополия регулярно сталкивается с ситуациями, когда значительные объёмы груза заявляются к отправке, но фактически не предъявляются. Это существенно снижает возможности приёма других грузов и не компенсирует недополученные доходы. Проблема носила масштабный характер: в первом полугодии 2025 года потери погрузки из-за непредъявления составили 127 млн тонн, хотя к осени ситуация несколько улучшилась — в сентябре показатель снизился на 18% до 16 млн тонн. Основной объём непредъявленных заявок традиционно приходится на угольщиков; только за октябрь 2025 года не было подано 1,7 млн тонн угля по согласованным заявкам. РЖД рассчитывает, что поправки будут приняты в 2026 году, что позволит учесть баланс интересов всех участников перевозочного процесса.

В то же время грузоотправители выражают серьёзную озабоченность потенциальными рисками инициативы. Источник в одной из крупных отправительских компаний заявляет, что отраслевые ассоциации не поддерживают последнюю версию документа, так как их ключевые замечания не были учтены. Основным риском участники рынка называют возможное нарушение принципа недискриминационного доступа к инфраструктуре. По их мнению, РЖД будет предоставлять приоритет в перевозках тем, кто согласится работать по принципу «вези или плати», в ущерб остальным. Учитывая монопольное положение компании, такие условия де-факто станут обязательными для всех, кто хочет сохранить стабильную возможность вывоза грузов.

Представители отраслей также указывают на избыточность законодательного закрепления механизма. Источник в металлургической компании отмечает, что действующая редакция устава уже позволяет включать в долгосрочные договоры «иные условия организации перевозок», в том числе и по принципу «вези или плати». Поэтому дополнения являются скорее атрибутом договорных отношений, а не федерального закона. Другой собеседник из компании-грузоотправителя подчёркивает, что в текущей геополитической ситуации долгосрочное планирование с финансовой ответственностью крайне затруднительно. Для некоторых грузов, например, минеральных удобрений, характерна выраженная сезонность и большой объём спотовых продаж, что не позволяет заранее фиксировать объёмы перевозок. Эксперты полагают, что принцип может быть более применим для массовых экспортных грузов, таких как уголь, удобрения, зерно и нефтепродукты, или для новых проектов, например, для коридора «Север — Юг».

Эксперты аналитического сообщества подтверждают, что внедрение принципа повлияет на приоритетность перевозок. Заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук полагает, что после закрепления принципа в уставе он, скорее всего, будет учтён в правилах недискриминационного доступа. Это приведёт к тому, что отправки в рамках договоров «вези или плати» получат более высокий приоритет по сравнению с отправками без таких условий. Савчук указывает, что формально добровольный механизм создаст риски неотгрузки товара для тех, кто от него откажется, в условиях инфраструктурных ограничений. Таким образом, инициатива становится ещё одним инструментом управления очерёдностью отгрузок в пользу гарантированных объёмов.

Напомним, в августе 2025 года стало известно о том, что правительство РФ утвердило план реализации Стратегии пространственного развития, включающий введение принципа «вези или плати» на железнодорожных перевозках. Это решение, направленное на повышение эффективности использования инфраструктуры и гарантированный вывоз грузов, вызывает серьёзную озабоченность у логистических операторов, предрекающих рост финансовых и операционных рисков для бизнеса, особенно в сегменте МСП.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!