Минтранс России утвердил дорожную карту по созданию единой системы идентификации для всего автономного транспорта

Минтранс России утвердил дорожную карту по созданию единой системы идентификации для всего автономного транспорта

Новости / Минтранс России утвердил дорожную карту по созданию единой системы идентификации для всего автономного транспорта
logirus.ru

25.11.2025

Минтранс России утвердил дорожную карту по созданию единой системы идентификации для всего автономного транспорта

Минтранс России утвердил план по созданию единой системы идентификации для всех видов автономного транспорта. Проект изначально ориентировался на беспилотную авиацию, но теперь масштабируется на автомобильный, водный и специальный транспорт.

Минтранс России утвердил дорожную карту по созданию единой системы идентификации для всего автономного транспорта. Проект, изначально ориентированный на беспилотную авиацию, теперь масштабируется на все виды транспорта – автомобильный, водный и специальный, такие как роверы, об этом на форуме рассказал Алексей Райкевич, генеральный директор АО «ЭРА-ГЛОНАСС».

Эксперт выделил два фундаментальных аспекта инициативы. Первый – обеспечение технологического суверенитета, чтобы в случае потенциальных конфликтов вся система автономного транспорта не была парализована. Второй – терминологический и концептуальный сдвиг. Райкевич считает термин «беспилотник» устаревшим, так как он часто подразумевает дистанционное управление человеком. Реальная экономическая эффективность, по его мнению, возникает там, где транспорт действует автономно.

Перспективы развития отрасли связаны с появлением гибридных видов транспорта, считает эксперт. Райкевич приводит пример: беспилотное судно может автономно перевозить груз по воде, экономя на инфраструктуре, а с него же может стартовать летательный аппарат вертолётного типа для доставки груза весом 100–200 кг в населённый пункт, удалённый от реки. Однако для реализации таких проектов необходима высокая скорость внедрения.

Практическим полигоном для отработки технологий стала беспилотная авиация. В мае 2025 года в Калужской области успешно провели эксперимент по идентификации. Были интегрированы несколько отечественных платформ, применены российские протоколы обмена данными и криптография по ГОСТ. Разработанное программно-аппаратное решение передавало данные в системы контроля неба, где легальные дроны маркировались зелёным цветом, а нарушители – красным, что позволяло антидрон-платформам принимать решения.

На основе этого опыта была разработана единая система идентификации, которая объединяет данные всех видов наблюдения. Теперь проект выходит на новый уровень: Минтранс утвердил дорожную карту по созданию единой системы идентификации для всего автономного транспорта, делая её ведомственным проектом. Это означает, что идентификации подлежат все виды беспилотников – безэкипажные катера, автомобили и роверы.

Цифровая идентификация становится критически важным элементом безопасности. Райкевич иллюстрирует это на примере ровера, перевозящего пиццу: алгоритм, по которому дрон останавливается по сигналу человека в форме, уязвим – злоумышленник может легко его скопировать и похитить груз. Аналогичные риски существуют и для беспилотных автомобилей. Поэтому на первом этапе должна быть обеспечена возможность дистанционной проверки транспортного средства на дороге, а при возникновении подозрений – активация систем экстренного прекращения движения.

Эти задачи замыкаются на вопросах кибербезопасности и построения доверенной среды. Следующими шагами станет нормативное закрепление параметров системы и её масштабирование. Ключевую роль в этом процессе сыграет формирование единых стандартов идентификации, которые будут сквозными для разных видов транспорта.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!